Развитие мозга.  

 

Сверхчеловек

 

В настоящем материале рассказывается о фундаментальных результатах многолетних исследований клеток головного мозга, которые радикально меняют представления о возможностях головного мозга.

 

Эти результаты - ведут к настоящей революции в физиологии, психологии и педагогике. Эти данные легли в основу новой периодизации (стадий) обучения - классмиров, используемой в системе МИР.

 

Последнее десятилетие ХХ века не для красного словца называют "Десятилетием мозга". Девяностые годы ознаменовались крупными открытиями в науках о мозге, а одно из них можно без обиняков назвать выдающимся и даже революционным. Оно стоит в одном ряду с такими событиями в нейрофизиологии, как открытие специализации полушарий, сделанное около 40 лет назад Роджером Сперри, или открытие нейронной структуры нервной системы, совершенное в конце ХIХ века Сантьяго Рамоном-и-Кахалем.

 

Оказывается, мы не рождаемся с готовым мозгом. Точнее, с готовым, окончательным количеством нейронов. Они вырастают у нас в любом возрасте, хоть в 80 лет. Так что все эти разговоры, будто каждый год у нас в мозгу безвозвратно отмирает по миллиону нервных клеток и будто бы "нервные клетки не восстанавливаются" - все это абсолютная чепуха, которую кто-то давным-давно придумал и неизвестно зачем внушил легковерному человечеству.

 

В продолжении многих десятилетий считалось аксиомой, что человек появляется на свет сразу со всеми своими мозговыми клетками. "В костях и коже клетки делятся и размножаются, отчего ткани и растут. В кровеносной системе и во всяком органе - тоже, и только клетки мозга не делятся и не обновляются, а живут данной раз и навсегда какой-то монашеской жизнью. Единственное, на что они способны, это на установление новых связей между собой при помощи мельчайших отростков-дендритов и особых зон контакта - синапсов. А в остальном - одно повальное отмирание".

 

И вот все это сегодня решительно пересматривается, и мы как раз присутствуем при болезненной ломке устоявшихся взглядов. Факты, которые приводят открыватели нормальной жизни мозговых клеток - их рождения, роста, размножения и умирания - факты эти слишком очевидны, чтобы их можно было не замечать, и, тем более, отвергать. И сторонники традиционной теории их не отвергают. Они только утверждают, что эти факты их пока не убеждают, что им требуются доказательства повесомей. Энтузиасты нового подхода не возражают: в доказательствах любой весовой категории у них нет недостатка.

 

Мортен Раастад, невролог из университета в Осло, большой знаток истории науки, говорит, что ситуация, подобная нынешней, складывалась в науке не раз, так что однажды даже деликатнейшему Максу Планку пришлось воскликнуть публично: " Чтобы новая теория утвердилась окончательно, нужно, чтобы все сторонники старой теории вымерли"!

 

Лет 20 тому назад молодой врач Уильям Шенкл, проходивший практику в Бостонском университете, обратил внимание на груду сваленных в коридоре картонных коробок. Шенкл заглянул в одну из них и ахнул. В ней оказались образцы мозговой ткани и слайды из коллекции доктора Джесси Конела. Шенкл попросил коробки не выбрасывать, а подарить ему. Вскоре он уже погрузился в чтение восьми томов, которые успел издать покойный Конел, и в которые до Шенкла никто не заглядывал, и его взору предстала следующая картина. Конел, работавший неврологом в детской больнице в Бостоне, изучал мозг детей, умерших от несчастных случаев и болезней, не затрагивавших мозг. Ему удалось сделать более 4 миллионов измерений нейронов у детей в возрасте от нескольких дней до 6 лет.

 

Измерения велись с 1939-го года по 1967-й. Компьютера у Конела не было, и подсчитать все нейроны он не мог, он очень точно описал все вертикальные колонки нейронов в каждой из 35 областей мозга, относящихся к каждому возрасту. В те годы нейрофизиологи только начинали понимать, что многое в высших функциях мозга определяется строением этих колонок, но доктор Конел уже положил этот принцип в основу своих исследований.

 

Уильям Шенкл, теперь уже не столь молодой невролог, решил у себя, в Калифорнийском университете, в Ирвине, повторить или, лучше сказать, перепроверить все, что сделал Конел, не мечтавший о такой технике, которая теперь была в руках у его последователя. Удивительную вещь обнаружил Шенкл: у детей со дня появления на свет и до трех месяцев число нейронов вырастало примерно на треть, причем во всех 35 областях мозга. Но потом, между 3 и 15 месяцами оно опускалось до первоначального уровня. Пропала треть нейронов! Затем число нейронов резко возрастало, и к 6 годам удваивалось. Шенкл предполагает, что рост мозга, хотя и в медленном темпе, продолжается до 21 года.

 

"Мозг растет не благодаря тому, что увеличиваются существующие колонки, а благодаря тому, что прибавляются новые", - говорит Шенкл. Быстрым ростом мозга в детстве и динамичными переменами в его строении можно объяснить тот загадочный факт, что дети, лишившиеся даже целого мозгового полушария, живут потом более или мене нормальной жизнью.

К измерением, которые провел Конел и повторил на компьютерном уровне Шенкл, придраться трудно. Но скептики все еще придираются. "Может, это не нейроны растут, - возражают они, - а глиальные клетки, их питающие. Надо еще раз как следует проверить, да и откуда им взяться, нейронам"? "Оттуда же, откуда и у всех - из мозговых желудочков", - отвечает скептикам Стивен Голдман, невролог из Корнельского медицинского центра в Нью-Йорке. Только что Голдман исследовал образцы ткани, извлеченной из мозга больных эпилепсией, и обнаружил в желудочках мириады клеток-предшественниц, готовых превратиться в нейроны. "Мне кажется, - добавляет он, - настала пора подумать не о том, существует ли все это на самом деле, а о том, что можно извлечь из этого для медицины"!

 

Упражнения весьма актуальны не только для поддержания хорошей физической формы, но способны также стимулировать мозговую активность. По крайней мере, к таким выводам пришла группа ученых под руководством Фреда Гейджа из Калифорнии, которая изучала скорость возникновения новых нервных клеток в мозгу у мышей. В группе, в которой мыши активно осваивали лабиринты, количество новых клеток головного мозга вдвое превышало аналогичный показатель для мышей, ведущих малоподвижный образ жизни. Ученые объясняют этот эффект не в последнюю очередь усилением притока крови к тканям головного мозга. Однако остается неясным, какая активность в данном случае имеется в виду, - ведь у животных в эксперименте отделить физическую активность от психической достаточно сложно. Поэтому непонятно, что же нужно делать людям для обрастания новыми мозгами: крутить велосипед или же решать кроссворды?

 

Сверхчувствительность

 

Три уровня развития органов чувств

 

Развитие органов чувств является отдельным направлением обучения по школе. Значительное внимание уделяется повышению восприимчивости нашего организма как к тому, что происходит вовне, т.е. развитию внешних органов чувств, так и к тому, что происходит внутри нас, т.е. развитию внутренних органов чувств.

У развития органов чувств можно условно выделить 3 уровня:

 

1) улучшение восприимчивости и чувствительности уже имеющихся органов чувств;

 

2) развитие дополнительных функций органов чувств – например, чувствовать вкус и запах кожей, когда одно прикосновение кончиками пальцев к серебряной ложке позволяет ощутить специфический запах и вкус серебряного металла.

 

3) развитие дополнительных органов чувств, не свойственных обычному человеку (то, что принято называть 6-м чувством, 3-им глазом и т.п.) - тех органов восприятия, которые традиционно относят к экстрасенсорным. Так, например, для функционирования «третьего глаза», необходима согласованная работа в особом режиме таких отделов мозга, как гипофиз, гипоталамус и эпифиз.

В начале нужно развивать то, что у нас уже есть (1 уровень), и с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания получать как можно больше информации. И чем больше информации мы будем получать и анализировать, тем быстрее у нас будут развиваться другие органы чувств (2 и 3 уровни).

 

При этом одним из важнейших принципов в работе над органами чувств является комплексность восприятия мира, которая необходима для гармоничного развития мозга. Органы чувств являются инструментами, которые поставляют мозгу информацию о процессах, происходящих внутри и вне организма. Если человек развивает какие-то отдельные органы чувств и соответствующие им мозговые центры, то возникают различные отклонения в развитии мозга: если один отдел мозга работает, а остальные нет, то в результате он гипертрофируется, а остальные недоразвиваются. И чем больше этот дисбаланс, тем сильнее отклонения. Это схоже с балансом общефизической и специальнофизической подготовки. Какие-то отделы мозга недоразвиваются, и это приводит к последствиям, которые человек просто не ожидает.

Необходимо научиться пользоваться центрами чувств в головном мозге, чтобы, во-первых, выровнять баланс всех мозговых чувств, во-вторых, повышать чувствительность всех этих функций.

 

Упражнения для развития органов чувств, направленных наружу

 

Обоняние – очень мощный инструмент, с помощью которого можно не только различать запахи, распространенные в воздухе, но и ощутить то, что казалось бы и невозможно. Обоняние можно также направить внутрь, для распознавания органов, их состояния и т. п. В силу того, что обоняние у современных людей развито очень слабо, соответственно какие-то отделы головного мозга также являются неразвитыми, и как следствие мыслительные и аналитические функции мозга начинают атрофироваться.

Для работы с любыми органами чувств и с обонянием в частности, прежде всего необходимо расслабить шею, затылок, все мышцы. Если при этом мы начнем принюхиваться, появится ощущение свободы и расширения в носу. При всех ощущениях важно внимательно прислушиваться к ним. Важно не концентрироваться, а размыть внимание. И не надо удивляться , если появятся не те ощущения, которые вы ожидали.

 

Ощущения многих органов могут появиться не в ощущении запаха, т. к. мы не все запахи можем воспринимать. Они могут проявляться в ощущении вкуса, образов и т. д.

 

Слух – инструмент не менее важный чем все остальные органы чувств. Слух также необходимо развивать, задача перед практикующим стоит такая же – найти состояние, когда все звуки воспринимаются одновременно, отдельные звуки не выделяются из общего фона.

 

Зрение – И здесь тоже действует принцип общности всего окружающего. Не смотреть на один предмет, не зацикливаться на чем-то одном, а размыть взгляд, и пытаться воспринять окружающее сразу. Зрение лягушки – все неподвижное или относительно неподвижное практически не воспринимается. На этом фоне движение или любое проявление активности становится мгновенно заметным.

Когда человек только начинает заниматься развитием органов чувств, прислушиваться к ощущениям, он начинает различать нечто такое, что раньше он не мог почувствовать. Поэтому мозг начинает выдавать такие ощущения, которые он считает наиболее совпадающими. Многое он начинает относить к себе, к своему организму (например, человек попал в больницу, в результате переболел всеми заболеваниями). Однако при постоянной практике мозг постепенно начинает различать, что относится к нему, а что нет. Постоянно сталкиваясь с новыми ощущениями, он через некоторое время сможет их определить, классифицировать и разложить «по полочкам».

 

Человек привык в процессе анализа все разложить на маленькие кусочки, каждый в отдельности проанализировать, потом все это сложить. Поэтому человек, слушая, например, лекцию, уже не слышит своего сердца, и многие прочие звуки. С возрастом привычка выделения укореняется, и потому мозг чувствует себя все хуже и хуже.

Занимаясь, необходимо стремиться к состоянию, когда воспринимается все одновременно. При работе с органами чувств, внимание постоянно будет перескакивать с одного объекта на другой, терять общую картину. Занимающийся должен «ловить себя» на этом и возвращать обратно в состояние, когда все воспринимается одновременно. Нашему мозгу нужен огромный поток информации, чем он больше, тем спокойней будет работать наш мозг и у него не останется времени для «самокопания».

И тогда мозг сам все определит и разложит по полочкам. И ответы на многие вопросы будут приходит сами.

 

Развитие органов чувств, направленных внутрь

 

Кроме тех ощущений, которые общеприняты, хорошо изучены медициной, которыми мы воспринимаем внешний мир, мы еще воспринимаем не менее сложный внутренний мир.

Человеческий организм пронизан сетью всевозможных рецепторов, которые прислушиваются к внутренним ощущениям.

 

Органы внутренней секреции с одной стороны выступают как органы чувств, направленные внутрь, а с другой, как инструмент мозга, для управления организма. Многие внутренние ощущения нами не могут восприниматься, но мозг их фиксирует и анализирует. Для того, чтобы они начали нормально работать, для начала их необходимо привести в рабочее состояние. В первую очередь это касается вилочковой железы и гипофиза, т. к. они быстрее остальных начинают увядать.

                                                                                             Источник: www.a-u-m.ru

 

   Каждый человек при помощи определённых упражнений способен восстано­вить до функциональной нормы свою энергоинформационную структуру (так на­зываемое биополе). Получив необходимое биоэнергетическое обеспечение, клет­ки организма регенерируются. Восстанавливаются функции пострадавших орга­нов, а затем и всего организма. Исчезает синдром хронической усталости, замед­ляются процессы старения. Отступают неизлечимые болезни. Специальные уп­ражнения активизируют мозговые центры, отвечающие за биохимические процес­сы.

 

При этом развиваются прямые и обратные биологические связи в организме, восстанавливаются нарушенные функции жизнедеятельности.

Вообще существует множество методов активизации основных функций жиз­недеятельности: массаж, рефлексотерапия и др. Однако, многие из этих методов в силу их природы ограниченны, они не дают необходимого результата из-за крат­ковременного воздействия на организм. На некоторое время может возникнуть улучшение, но вскоре организм снова дестабилизируется.

 

В чём причина? Нужен специальный механизм, своеобразный инструмент, способный изнутри активизи­ровать восстановление нарушенных функций. Ведь при тяжёлых патологиях все основные нарушения происходят не снаружи, а внутри организма. Ещё точнее — в сознании человека. Теперь этот инструмент известен, каждый может открыть в своём организме уникальный резерв, обуча­ясь создавать необходимые межнейронные связи и включая по желанию в работу определённые части тела и мозга. Параллельно идёт развитие интеллекта и спо­собностей. Укрепляется общее самочувствие, прибавляется жизненная сила, уве­ренность в себе, возникают новые перспективы в жизни, ослабляется нарко— и ал­когольная зависимость.

 

Концентрация на точку

 

Задача упражнения:

Концентрация является важной частью данного тренин­га, так как позволяет значительно расширить количество непосредственно вос­принимаемой сознанием информации. На первом этапе — за счёт её уплотнения через сужаемый сектор восприятия. На втором — после установления контакта ме­жду областями сознания, подсознания и сверхсознания и последующего расши­рения по системе кристаллических ориентации, через проекцию бесконечной фа­зы развития. Точка в центре сужающихся и расширяющихся конусов, где совме­щается мир внешний и мир внутренний, есть центр, разделённый на восприни­маемую часть (внешнее макропроявление) и внутреннюю духовную часть (начало начал).

 

Методика выполнения

 

1. Концентрируйтесь на точку, расположенную от вас на расстоянии двух-трёх метров до тех пор, пока не заметите, что вокруг неё возникает динамическая фа­за — фаза свечения.

 

Всё материальное в мире создано из концентрированного света. И вы сейчас видите тот самый свет, который есть всюду, во всём, и который никогда не гаснет.

Смотрите дальше, стараясь не отводить глаза от сияющей светом точки, и вы увидите, как рядом с точкой возникнет несколько светлых сфер, и начнут переме­щаться всё быстрее и быстрее вокруг сияющего центра.

 

2. Точка информации пришла в возбуждение, и вокруг неё возникли энергии, которые, проходя через сознание человека, обретают свойства психофизичности и способность созидать реальность другого уровня.

В этот момент чёрная точка как бы отделяется от листа бумаги, на заднем пла­не появляется ощущение открывшегося пространства, глубины. Точка просто ви­сит в воздухе и даже может под влиянием мысли менять своё местоположение.

 

3. На следующем этапе концентрацию на чёрную точку лучше заменить концен­трацией на светлую точку (белую, жёлтую, золотистую, серебристую и т.д.). Работа со светлыми точками имеет свою особенность — при концентрации воз­никает эффект мерцания. Объект то появляется, то исчезает. И вокруг него тоже есть светлая корона сияния — то есть область рядом с точкой становится много светлее, чем весь остальной лист. Она просто сияет. Это означает, что под вашим взглядом свет концентрируется, уплотняется, сам становится сферой. Он как бы переходит к стадии корпускулы (остановленного света), проявляя собой невидимые объекты мира — атомы, молекулы и т.д.

Это и есть механизм проявления мира непроявленного.  Это упражнение полезно также как профилактика инсультов.

 

 

Это упражнение было взято из книги

“система развития способностей человека”

автор: Аркадий Петров